Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 563
620041, г. Екатеринбург, ул. Уральская 59 а, тел/факс:(343) 341-67-44
http://563.tvoysadik.ru/ электронная почта: detsad563@mail.ru
Принято
Педагогическим советом
Протокол № 01
«28» августа 2025 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Легоконструирование и робототехника»
для детей дошкольного возраста (3-7 лет)
Автор программы:
Петушкова У.А., воспитатель ВКК
г. Екатеринбург, 2025 г.
1
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.2. Учебный план
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Содержание общеразвивающей программы
2.3. Материально – техническое обеспечение
2.4. Оценочные материалы
2.5. Список литературы
2
3
3
8
11
11
12
24
24
28
1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная
общеразвивающая программа по «ЛЕГО – конструированию» (далее по тексту
дополнительная
общеразвивающая
конструированию»)
Муниципального
-
программа
по
автономного
«ЛЕГО
–
дошкольного
образовательного учреждения детского сада № 563 (МАДОУ № 563)
разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29
декабря 2012 года № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
(Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам" 0
СанПиН 2.4.1. 3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных
образовательных
организациях»
(Постановление
Главного
государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
Устав МАДОУ детского сада № 563
Положение об организации платных образовательных услуг
Образовательная деятельность в МБДОУ строится с учетом развития
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности,
обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и
индивидуальных психологических и физиологических особенностей и
интересов, образовательных потребностей участников образовательных
отношений, которые так же реализуются через систему дополнительного
образования детей. С учетом особенностей образовательного учреждения –
дошкольное
образовательное
учреждение
детский
сад
с
общеразвивающей направленности.
Цели, задачи дополнительной общеразвивающей программы
3
группами
Цель: развитие конструкторских способностей детей.
Задачи:
формировать
у
детей
познавательную
и
исследовательскую
активность, стремление к умственной деятельности;
приобщить детей к миру технического изобретательства;
развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные
навыки и умения.
Актуальность программы
Лего-конструирование помогает детям воплощать в жизнь свои задумки,
строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
В процессе игры с конструктором ребенок развивает:
мышление,
умение
сравнивать,
обобщать,
анализировать,
классифицировать
концентрацию внимания
мелкую моторику
пространственное воображение, способность видеть разные способы
создания образов и построек
Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная общеобразовательная программа имеет техническую
направленность
и
направлена
на
формирование
инициативности,
самостоятельности, наблюдательности, любознательности, находчивости и
умение работать в коллективе.
На всестороннее, гармоничное развитие детей дошкольного возраста, с учётом
возможностей и состояния здоровья детей, расширение функциональных
возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком базовыми
умениями и навыками в разных упражнениях. В основе разработки
использованы
рекомендации,
а
также
концептуальные
положения
методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В.
Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.
4
Дополнительная
общеразвивающая
программа
по
«ЛЕГО
–
конструированию» определяет содержание и организацию дополнительной
образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
Реализуется на государственном языке Российской Федерации.
Формы
и
сроки
реализации
дополнительной
общеразвивающей
программы
Срок освоения дополнительной общеобразовательной программы –
дополнительной
общеразвивающей
программы
по
«ЛЕГО
–
конструированию» 3 года, по робототехнике – 2 года. Реализуется в форме
кружковой работы и охватывает детей с 2-х лет до 7 лет.
Объем программы рассчитан на 32 недели, с нагрузкой – 2 раза в неделю.
Продолжительность
непрерывной
непосредственно
образовательной
деятельности для детей от 2 до 3 лет - не более 10 минут, для детей от 3 до 5
лет - не более 20 минут, для детей от 5 до 7 лет – не более 25 минут.
Содержание
программы
взаимосвязано
с
программами
по
конструированию и развитию речи в дошкольном учреждении. В программе
представлены различные разделы, но основными являются:
конструирование по образцу,
конструирование по модели,
конструирование по условиям,
конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам,
конструирование по замыслу,
конструирование по теме.
Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий,
используется познавательная и исследовательская деятельности, в форме
творческой
активности,
обеспечивающей
развитие ребенка.
5
художественно-эстетическое
В конце каждого месяца дети старшего дошкольного возраста строят по
замыслу, показывая, чему научились на прошлых занятиях. Дети младшего
возраста начинают строить по замыслу после двухмесячного обучения.
Со средней группы выделяются занятия по коллективным постройкам (по 2-3
ребенка в подгруппе).
Основные формы занятий в старшем возрасте – моделирование по схеме,
замыслу, образцу с использованием конструктора Роботрек малыш 1. Со
второго полугодия дети работают над проектами. Проект дает ребенку
возможность экспериментировать. Создавать собственный мир, повысить
самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе
общения друг с другом, учатся уважать мнение и работу других детей.
Формы организации занятий с набором «Роботрек малыш-1» :
Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я.
В основе лежит подражательная деятельность.
Программирование
по
модели.
Это
усложненная
разновидность
конструирования по образцу.
Программирование по
схемам
и
чертежам.
Развивается
зрительное
восприятие, наглядно-образное мышление.
Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и
самостоятельно использовать полученные знания.
Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме,
актуализация и закрепление знаний и умений.
Планируемые результаты освоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры
дошкольного
образования,
которые
представляют
собой
социально-
нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности –
игре,
общении,
познавательно-исследовательской
6
деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам
поведения
и
правилам
в
разных
видах
деятельности,
во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
у ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской
деятельности, желание экспериментировать, творить, изобретать;
у ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений,
конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения
объектов;
ребенок овладевает умением работать в конструировании по условиям,
темам, замыслу;
ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в
конструкции свои изменения;
ребенок
овладевает
умением
использовать
разнообразные
конструкторы, создавая из них конструкции как по предполагаемым рисункам,
так и придумывая свои;
ребенок
овладевает
приемами
индивидуального
и
совместного
конструирования;
знает правила безопасности на занятиях по конструированию с
использованием мелких предметов.
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
7
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет
свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать
речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого
высказывания в ситуации общения;
1.2. Учебный план
Возраст
детей
Младший
возраст от 2
до 3 лет
Средний
возраст от 3
до 5 лет
Старший
возраст от 5
до 7 лет
Количество занятий в
Продолжительность
занятий
неделю
2
месяц
8
год
64
10 минут
2
8
64
20 минут
2
8
64
25 минут
Группа от 3 до 5
№
Тема
1
Мониторинг
2
Юные
исследователи: цвет
и форма кирпичиков.
Башня
Конструирование по
замыслу
3
1
2
2
1
1
-
1
1
1
2
3
4
5
Мостик
Ворота для заборчика
Домик
Деревья
Улица города
2
1
2
1
2
1
2
Тема блока: Животные в зоопарке
Веселые утята, гусята 1
0,5
0,5
Красивые рыбки
1
0,5
0,5
3
4
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Тема блока: знакомство с лего
2
2
Тема блока: Город
1
0,5
0,5
0,5
-
8
1
0,5
1,5
0,5
2
Формы контроля
Контрольное
упражнение
Конструирование
по замыслу
3
4
5
6
1
2
3
4
5
Слон, обезьяна
Жираф
Животные севера
Зоопарк
Дом фермера
Загон для животных
Мельница
Домашние животные
(кошка, собака,
лошадь)
Ферма
2
1
2
1
0,5
0,5
1
-
1,5
0,5
1
1
1
1
2
2
Тема блока: Ферма
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
1,5
2
-
2
Тема блока: Транспорт
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
2
1
2
3
4
5
6
Поезд
Самолет
Корабль
Вертолет
Машина
Мой любимый
транспорт
1
2
3
4
Тема блока: Калейдоскоп важных профессий
Пожарная машина
2
1
1
Скорая помощь
2
1
1
Светофор
1
0,5
0,5
Грузовая, легковая
2
1
1
машина
Перекресток
1
1
5
1
2
3
4
5
Робот
Ракета и космонавты
Пришельцы
Планеты
Космическое
пространство
Деревья, животные
Дома и постройки
Парк
Диагностика (3
занятия)
2
1
1
1
1
2
2
2
1
1
2
Тема блока: Космос
1
1
0,5
0,5
-
1
1
0,5
0,5
2
Тема блока: Городской пейзаж
2
0,5
1,5
2
0,5
1,5
2
1
1
2
1
Конструирование
по замыслу
Конструирование
по замыслу
Конструирование
по замыслу
Конструирование
по замыслу
Конструирование
по замыслу
Конструирование
по замыслу
Контрольное
упражнение
Группа от 5 до 7
№
Тема
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Практика
Тема блока: знакомство с «Роботрек малыш 1»
9
1
Мониторинг
2
-
2
2
«Знакомство с
конструктором»
«Листопадный
аппарат»
Конструирование по
замыслу
2
1
1
2
1
1
2
-
2
«В гости к русской
сказке»
«Приключение льва и
черепахи»
«Сказка саванны»
«Придумаю я сказку
сам»
2
3
4
1
2
3
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
5
1
2
3
4
1
2
3
4
«На чем все это
держится?»
«Изучение рычага»
«Крутится –
вертится»
«Зубчатая передача»
«Зубчатая передача»
«Все начинается с
зарождения»
«Рептилии»
«Кто кричит ку-ка-реку?»
«Белка и стрелка»
«Рептилии.
кто сказал ква?»
Контрольное
упражнение
Тема блока: Сказка
1
1
2
1
1
2
2
0,5
-
1,5
2
Конструирование
по замыслу
Тема блока: Крутится вертится
1
0,5
0,5
2
2
0,5
0,5
1,5
1,5
1
2
0,5
-
0,5
2
Конструирование
по замыслу
Тема блока: В мире животных
1
0,5
0,5
1
2
0,5
1
0,5
1
2
2
0,5
-
1,5
2
Конструирование
по замыслу
Тема блока: Воздушный мир
«Мечтаем!
2
0,5
1,5
летаем в облаках»
«И снова в облака…» 3
1
2
«И снова в облака…» 2
1
1
Конструирование по
1
0,5
0,5
замыслу
Тема блока: «Страна аттракционов и развлечений»
«Страна аттракционов 2
1
1
и развлечений»
«Страна аттракционов 2
1
1
и развлечений»
«Страна аттракционов 3
1
2
и развлечений»
«Страна аттракционов 1
1
Конструирование
и развлечений»
по замыслу
Тема блока: Транспорт
10
1
2
3
4
1
2
3
4
«Гонки»
«Строительная
техника»
«Строительная
техника»
«Строительная
техника»
«Чистота –
залог здоровья»
«Дорожные работы»
«Грузим разгружаем»
Диагностика (3
занятия)
2
2
1
1
1
1
1
0,5
0,5
3
-
3
Конструирование
по замыслу
Тема блока: Техника помощник
2
0,5
1,5
2
2
0,5
1
1,5
1
2
Конструирование
по замыслу
Контрольное
упражнение
1
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Содержание
Младшая
группа
(2-3 года)
Средняя
группа
(3-5лет)
Старшая группа,
Подготовительная
группа
(5-7 лет)
Количество
возрастных групп
Начало учебного года
Окончание учебного
года
Зимние
Летний период
Продолжительность
учебного
года всего, в том
числе:
2
2
2
1-е полугодие
2-е полугодие
Всего НОД в неделю
13 недель
19 недель
2 не более 10
мин. во второй
половине
дня
Сроки проведения
мониторинга
достижения детьми
15 сентября 2025 г.
29 мая 2026 г.
С 31.12.2025 по 11.01.2026
с 01.06.2025 по 31.08.2026
32 недели
2 не более 20
мин.
во второй
половине
дня
15.09.2025-20.09.2025
18.05.26-22.05.26
11
2 не более 25
мин.
во второй
половине
дня
планируемых
результатов
освоения
дополнительной
общеобразовательной
программы: водная
диагностика/ итоговая
диагностика
2.2. Содержание общеразвивающей программы
Младший, средний возраст
Тема
Мониторинг
Цели и задачи
Тема блока: знакомство с лего
Выявить уровень знаний
воспитанников о конструкторе и
умения с ним работать
Юные
исследователи:
цвет и форма
кирпичиков.
Знакомство детей с конструктором
ЛЕГО, с ЛЕГО-деталями, с цветом
ЛЕГО-элементов, активизация
речи, расширение словаря.
Башня
Учить создавать постройку снизу
вверх. Учить строить простейшие
постройки. Формировать бережное
отношение к конструктору
Конструирование Закрепление полученных навыков.
по замыслу
Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки.
Развитие творческой инициативы
и самостоятельности.
Тема блока: Город
Мостик
Учить строить мостик, точно
соединять строительные детали,
накладывать их друг на друга.
Ворота для
Учить строить ворота для
заборчика
заборчика.
Домик
Учить строить дом: плоскостной, с
одной стенкой, объемный. Учить
распределять детали легоконструктора.
Развивать
творческое воображение, навыки
12
Оборудование
Диагностические
таблица
Конструктор
Lego построй
свою историю
Конструктор
Lego построй
свою историю
Конструктор
Lego построй
свою историю
конструирования
Деревья
Учить строить лесные деревья.
Закреплять названия деталей, цвет.
Улица города
Закрепление полученных навыков.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки.
Развитие творческой инициативы
и самостоятельности.
Тема блока: Животные в зоопарке
Веселые утята, Учить строить утят, гусят
гусята
используя различные детали.
Учить строить по схеме.
Красивые
Уточнять и расширять знание
рыбки
детей о рыбках. Развивать умение
наблюдать, анализировать, делать
выводы. Учить строить морских
обитателей.
Слон, обезьяна Учить строить слона, обезьяну.
Продолжать знакомство с
обитателями зоопарка.
Жираф
Учить строить жирафа
Продолжать знакомство с
обитателями зоопарка
Животные
Учить строить животных севера.
севера
Продолжать знакомство с
обитателями зоопарка
Зоопарк
Закрепление полученных навыков.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки.
Развитие творческой инициативы
и самостоятельности.
Тема блока: Ферма
Дом фермера
Учить строить большой дом для
фермера. Развивать творчество и
фантазию. Учить доводить начатое
дело до конца.
Загон для
Учить строить загон по условиям.
животных
Развивать глазомер, навыки
конструирования, мелкую
моторику рук.
Мельница
Учить строить мельницу.
Развивать воображение, фантазию.
Домашние
Учить строить животных.
животные
Продолжать знакомство с
13
Конструктор
Lego построй
свою историю
Конструктор
Lego построй
свою историю
(кошка, собака,
лошадь)
Ферма
обитателями фермы.
Закрепление полученных навыков.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки.
Развитие творческой инициативы
и самостоятельности.
Тема блока: Транспорт
Поезд
Познакомить с приемами
Конструктор
сцепления кирпичиков с колёсами,
Lego построй
друг с другом, основными частями
свою историю
поезда.
Самолет
Учить строить самолет, выделяя
функциональные части. Рассказать
о профессии летчика.
Корабль
Дать обобщенное представление о
кораблях. Закреплять имеющиеся
навыки конструирования. Учить
сочетать в постройке детали по
форме и цвету.
Вертолет
Учить строить, выделяя
функциональные части. Рассказать
о профессии летчика.
Машина
Учить строить выделяя
функциональные части. Рассказать
о профессии водителя.
Мой любимый
Закрепление полученных навыков.
транспорт
Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки.
Развитие творческой инициативы
и самостоятельности.
Тема блока: Калейдоскоп важных профессий
Пожарная
Учить строить из конструктора
Конструктор
машина
пожарную машину и пожарную
Lego построй
часть. Развивать творчество и
свою историю
логическое мышление. Учить
понимать значимость профессии.
Скорая помощь
По аналогии с пожарной машиной.
Светофор
Учить слушать сказку. Рассказать
о светофоре. Закреплять навыки
конструирования.
Грузовая,
Учить сооружать конструкцию по
легковая машина графической модели, соотносить
элементы с частями предмета.
14
Перекресток
Робот
Ракета и
космонавты
Пришельцы
Планеты
Космическое
пространство
Деревья,
животные
Дома и
постройки
Парк
Диагностика (3
занятия)
Учить строить различные машины
из деталей конструктора.
Закрепление полученных навыков.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки.
Развитие творческой инициативы
и самостоятельности.
Тема блока: Космос
Познакомить с игрушкой-робот.
Учить строить робота по схеме.
Рассказать о космических ракетах.
Учить строить ракету на втором
занятии добавить космонавтов.
Учить из деталей создавать
необычных персонажей.
Закрепление полученных навыков.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки.
Развитие творческой инициативы
и самостоятельности.
Закрепление полученных навыков.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки.
Развитие творческой инициативы
и самостоятельности.
Тема блока: Городской пейзаж
Закреплять умения строить по
стройки по условиям.
Закреплять умение строить дома
из деталей конструктора.
Распределять детали правильно.
Развитие творческого
воображения.
Закрепление полученных навыков.
Учить заранее обдумывать
содержание будущей постройки.
Развитие творческой инициативы
27
и самостоятельности
Выявить уровень знаний
воспитанников о конструкторе и
умения с ним работать
15
Конструктор
Lego построй
свою историю
Конструктор
Lego построй
свою историю
Старший возраст
Тема
Цели и задачи
Оборудование
Тема блока: знакомство с «Роботрек малыш 1»
Мониторинг
Выявить уровень знаний
«РОБОТРЕК
воспитанников о конструкторе и
МАЛЫШ-1»
умения с ним работать
«Знакомство
с Вводное
занятие
формирует
конструктором» представление
о конструкторе и
принципах работы с ним. Программа
занятия:
1.
Знакомство с «Роботрек».
2.
Знакомство с конструктором.
3.
Модели, которые ты можешь
собрать.
4.
Древние изобретения.
5.
Собираем стул, стол, телевизор.
«Листопадный
На
занятии
у
обучающегося
аппарат»
формируются знания о видах роботов и
их применении. Программа занятия:
1.
Повторяем названий деталей
конструктора.
2.
Какие роботы ждут нас в
будущем?
3.
Три закона робототехники.
4.
Графическая игра.
5.
Техника для уборки листьев.
6.
Колесо.
7.
Собираем машину
для
уборки листьев, мышку.
Конструирование
по замыслу
Тема блока: Сказка
«В
гости
к Расширяем знания детей о литературе, «РОБОТРЕК
русской сказке»
воспитываем любовь к чтению.
МАЛЫШ-1»
Программа занятия:
1.
Сказки
С.Маршака,
Н.Носова, А.С.Пушкин.
2.
Какие чудеса происходят в
сказках?
3.
Викторина.
4.
Собираем
волка,
козленка,
кролика- защитника.
«Приключение
Изучаем зарубежных
авторов
льва и черепахи»
и
их произведения.
16
Программа занятия:
1.
Книги «Сказки народов мира».
2.
Какой
вид
транспорта
используется в сказках?
3.
Какие
эксперименты
присутствуют в сказках?
4.
Собираем льва, черепаху.
«Сказка
Изучаем, что такое «саванна» и кто ее
саванны»
обитатели.
Программа занятия:
1.
Кто живет в саванне?
2.
О жирафе.
3.
Термиты.
4.
Игра «Высоко – низко, далеко близко».
5.
Собираем
жирафа,
страуса,
термита.
«Придумаю
я Отрабатываем
навыки
соединения
сказку сам»
деталей
конструктора
через
конструирование моделей животных.
Программа занятия:
1.
Создано природой.
2.
Создано человеком.
3.
Графическая
игра
«Обведи
нужную букву».
4.
Собираем барашка, лису и бычка.
Тема блока: Крутится вертится
«На чем все это Знакомимся
с
понятием
«РОБОТРЕК
держится?»
«фе́рменная конструкция».
МАЛЫШ-1»
Программа занятия:
1.
Первое жилище человека.
2.
Первая постройка у детей - шалаш.
3.
Первое применение фе́рменных
(стержневых) конструкций.
4.
Современное
использование
ферменных конструкций.
5.
Виды и формы ферменных
конструкций.
6.
Собираем
мост
и
кресло
оператора.
«Изучение
Знакомимся с понятием рычаг.
рычага»
Программа занятия:
1.
Рычаг.
2.
Простой механизм.
17
3.
Применение рычага.
4.
Собираем качели, горку.
«Крутится
– Расширение
знаний
о
вертится»
производстве
(ранняя
профориентация).
Программа занятия:
1.
От зерна в поле до каравая на
столе.
2.
Как летают вертолеты?
3.
Виды летательных аппаратов.
4.
Собираем вентилятор, вертолет.
«Зубчатая
Знакомимся с понятием «зубчатая
передача»
передача», формируем знания о
применении зубчатой передачи.
Программа занятия:
1.
Какая форма
быстрее
передает движение?
2.
Шестеренка – зубчатое колесо.
3.
Гироскоп.
4.
Зубчатая передача: повышающая
– понижающая.
5.
Собираем вертушку-волчок.
«Зубчатая
Знакомимся с понятием «зубчатая
передача»
передача», формируем знания о
применении зубчатой передачи.
Программа занятия:
1.
Какая форма
быстрее
передает движение?
2.
Шестеренка – зубчатое колесо.
3.
Гироскоп.
4.
Зубчатая передача: повышающая
– понижающая.
5.
Собираем вертушку-волчок.
Тема блока: В мире животных
«Все начинается Знакомимся с понятиями «каньон», «РОБОТРЕК
с зарождения»
«уран», «доисторические животные».
МАЛЫШ-1»
Программа занятия:
1.
Каньон.
2.
Уран.
3.
Эрозия почвы. Соль.
4.
Космическая пыль.
5.
Ледники.
6.
Коралловые рифы.
7.
Земля 3,5 млрд лет назад.
18
8.
Хочу все знать. Бактерии.
9.
Доисторические животные.
10. Древнее жилище. Капова пещера.
11. Кто такой динозавр?
12. Собираем динозаврика по имени
Зёма.
«Рептилии»
Знакомимся с понятиями «длина»,
«вес», «диагональ», «конус».
Программа занятия:
1.
Крокодилы
ровесники
динозавров.
2.
Загадка про крокодила.
3.
Виды крокодилов.
4.
Самый большой крокодил.
5.
Самый маленький крокодил.
6.
Зубы крокодила – «конус».
7.
Крокодил на солнышке. Длина.
8.
Крокодил в воде. Глубина.
9.
Герой мультфильма.
10. Советы крокодила.
11. Собираем крокодила Дина.
«Кто кричит ку- Знакомимся
с
понятием
ка-ре-ку?»
«математическое действие», «плюс»,
«минус», «число больше», «число
меньше», «сумма чисел».
Программа занятия:
1.
Стишок про петуха.
2.
Что раньше: курица или яйцо?
3.
Развитие птиц.
4.
Дворик в деревне.
5.
Домашние животные.
6.
Народная пословица.
7.
Математические игры.
8.
Собираем петушка.
«Белка
и Знакомимся с историей происхождения
стрелка»
собаки.
Программа занятия:
1.
Прародители собаки.
2.
Сторожевые собаки.
3.
Немецкая овчарка и другие
породы.
4.
Собаки-спасатели.
5.
Декоративные собачки.
6.
Собаки в космосе.
19
7.
Собака-поводырь.
8.
Собираем собаку.
«Рептилии.
Знакомимся с понятиями «выше-ниже»,
кто сказал ква?» «длина-ширина - высота», «большеменьше».
Программа занятия:
1.
Загадки о лягушках.
2.
Загадки о головастике.
3.
Создано природой. Все о лягушке.
4.
Как прыгает лягушка?
5.
Больше – меньше.
6.
Графическая игра.
7.
Собираем Царевну-лягушку
Тема блока: Воздушный мир
«Мечтаем!
Знакомимся с понятиями «поток «РОБОТРЕК
летаем
в воздуха», «сила тяжести».
МАЛЫШ-1»
облаках»
Программа занятия:
1.
Гравитация.
2.
Полеты в облаках 120 млн. лет
назад.
3.
Птицы: домашние, дикие.
4.
Графическая
игра
«Закончи
рисунок».
5.
Полет перелетных птиц.
6.
Собираем орла.
«И
снова
в Знакомимся с историей изобретения
облака…»
самолета.
Программа занятия:
1.
Оригами.
2.
Леонардо да Винчи. Махолет.
3.
Хильда Хьюлетт.
4.
Можайский А.Ф.
5.
Братья Райт.
6.
Основные элементы авиамодели.
7.
Кабина пилота.
8.
Экипаж.
9.
Собираем самолет.
«И
снова
в Закрепляем знания о зубчатой передаче,
облака…»
аэродинамической силе.
Программа занятия:
1.
Леонардо да Винчи.
2.
Карло Форланини.
3.
Михаил Ломоносов.
4.
Николай Жуковский.
20
5.
6.
7.
8.
Управление вертолетом.
Вертолетная площадка.
Игра «Вертолетные маневры».
Собираем вертолет.
Конструирование
по замыслу
«Страна
аттракционов
развлечений»
«Страна
аттракционов
развлечений»
«Страна
аттракционов
развлечений»
Тема блока: «Страна аттракционов и развлечений»
Знакомимся с понятиями «Солнечная «РОБОТРЕК
и система»,
«аэродинамика», МАЛЫШ-1»
«турбулентность».
Программа занятия:
1.
Летательный
аппарат
–
создано человеком.
2.
Аэродинамическая сила.
3.
Строение Солнечной системы.
4.
Млечный путь.
5.
Планета Меркурий
6.
Собираем аттракцион «Полет на
Меркурий».
Знакомимся с понятиями «метеорит»,
и «метеоритный дождь».
Программа занятия:
1.
Строение Солнечной системы.
2.
Космос, планеты –
создано
природой.
3.
Метеоритный дождь.
4.
Метеориты на Земле.
5.
Планета Венера.
6.
Собираем аттракцион «Полет на
Венеру».
Знакомимся с понятиями «астероид»,
и «углерод», «гравитация».
Программа занятия:
1.
Астероид и его типы.
2.
Углерод.
3.
Самые крупные астероиды.
4.
Телескоп.
5.
Обсерватория.
6.
Планетарий.
7.
Гравитация. Притяжение.
8.
Исаак Ньютон.
9.
Планета Марс.
10. Собираем аттракцион «Полет на
Марс».
21
«Страна
аттракционов
развлечений»
«Гонки»
«Строительная
техника»
«Строительная
техника»
Знакомимся с понятиями «естественный
«искусственный спутник»,
«водород», «система колец».
Программа занятия:
1.
Естественные спутники планет.
2.
Спутники Юпитера.
3.
Галилео Галилей.
4.
Система колец планеты.
5.
Водород.
6.
Планеты-гиганты.
7.
Искусственные спутники.
8.
Спутники в космосе.
9.
Космический мусор.
10. Планета Юпитер.
11. Собираем аттракцион «Танцы на
Юпитере».
Тема блока: Транспорт
Изучаем ИК датчик и принцип его «РОБОТРЕК
работы.
МАЛЫШ-1»
Программа занятия:
1.
Велогонки, мотогонки.
2.
Гонки на яхтах.
3.
Гонки на грузовиках.
4.
Автогонки.
5.
Пилоты Формулы – 1.
6.
Болид «Формулы -1».
7.
Болид в цифрах и флагах.
8.
Собираем
гоночный
автомобиль.
Знакомимся с профессиями: архитектор,
инженер-строитель,
крановщик,
стропальщик.
Программа занятия:
1.
Профессия архитектор.
2.
Профессия инженер-строитель.
3.
Профессия крановщик.
4.
Профессия стропальщик.
5.
Строительная техника.
6.
Шкив.
7.
Собираем подъемный кран.
Знакомимся с понятиями «строительные
материалы», «этапы строительства».
Программа занятия:
1.
Материалы для строительства.
и спутник»
22
2.
Строим сельский дом.
3.
Строим дом в городе.
4.
Что нужно для строительства?
5.
Датчик касания.
6.
Собираем автокран.
«Строительная
Знакомимся
с
профессиями:
техника»
экскаваторщик, геолог. Закрепляем
знания о материнской плате.
Программа занятия:
1.
Техника для строительства.
2.
Экскаватор.
3.
Строение земной коры.
4.
Полезные ископаемые.
5.
Месторождение.
6.
Материнская плата.
7.
Собираем экскаватор.
Тема блока: Техника помощник
«Чистота –
Закрепить знания о культуре и гигиене. «РОБОТРЕК
залог здоровья»
Программа занятия:
МАЛЫШ-1»
1.
Чистота – залог здоровья.
2.
Кто делает уборку в доме?
3.
Кто делает уборку на улицах?
4.
Исторический факт.
5.
Чисто там, где не сорят.
6.
Машины на уборке снега.
7.
Городские службы ЖКХ.
8.
Уборщики на улицах.
9.
Собираем машину-уборщик.
«Дорожные
Формируем представление детей о
работы»
работе служб по ремонту дорог.
Программа занятия:
1.
Техника для уборки.
2.
Обвал. Как убрать камни?
3.
Механика Архимеда.
4.
Рычаг – простой механизм.
5.
Домкрат – ручной подъёмник.
6.
Тротуарная плитка.
7.
Техника для ремонта дороги.
8.
Собираем каток.
«Грузим
- Формируем представление детей о
разгружаем»
работе служб по доставке товара.
Программа занятия:
1.
Магазин самообслуживания.
2.
Первые деньги на Земле.
23
Диагностика
занятия)
3.
Как товар приходит к покупателю.
4.
Профессии в магазине.
5.
Грузоподъёмник.
6.
Собираем погрузчик.
(3 Выявить уровень знаний
воспитанников о конструкторе и
умения с ним работать
2.3. Материально – техническое обеспечение
Занятия по легоконструированию проводятся в музыкальном зале
Оснащение кабинета:
2 стола;
12 стульев;
магнитная доска;
ковер;
телевизор настенный;
Лего – конструктор
«Роботрек малыш-1»
Пластины для построек.
Информационное обеспеченье
Схемы построек
Образцы построек
Фото построек
Кадровое обеспеченье
2.4. Оценочные материалы
Диагностика
освоения
в ДОУ
дополнительной общеразвивающей
программы «ЛЕГО – конструирование» включает следующие
блоки
информации о результатах деятельности:
воспитание
и
образование
дошкольников
в
соответствии
с
дополнительной общеразвивающей программой;
методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;
материально-техническое и финансовое состояние.
24
Изучение результативности работы педагогов строится на основе:
входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного
образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.
В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с
помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и
определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по
совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический
инструментарий
Е.В.
Фешиной
из
методического
пособия
«ЛЕГО-
конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно
наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».
Если тот или иной показатель находится в состоянии становления,
проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда». Эти два показателя
отражают
состояние
образовательной
нормы
программы,
развития
и
и
проведения
освоения
дополнительной
дальнейшей
специальной
диагностической работы по высоко формализованным методикам не
требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в
совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно
создание
специальных
ситуаций,
провоцирующих
его
проявление
(воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка
что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в
одной из ситуаций, ставится «редко».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста
интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении
детьми требований дополнительной образовательной программы.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует
усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным
25
направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном
году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной
образовательной программы.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс
диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение
комплексного психологического диагностического обследования.
Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за
детьми, изучение продуктов их деятельности (построек, моделей), несложные
эксперименты
(в
виде
отдельных
поручений
ребенку,
проведения
дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.
26
Диагностическая карта в младшей, средней группе
Фамилия,
Называет
Называет
Умеет скреплять
Строит
Строит
Строит
Называет детали,
Умение
имя ребенка
детали
форму
детали
элементарные
по
по схеме
изображенные на
рассказать о
конструктора
постройки по
образцу
карточке
постройке
творческому
замыслу
Диагностическая карта в старший возраст
ФИ
Называет все
Строит
Строит по
Строит по
Строит по
Работает в
Использует
Работа над
ребенка
детали
более
образцу
инструкции
творческому
команде
предметы
проектами
конструкторов
сложные
педагога
замыслу
постройки
заместители
2.5. Список литературы
Для педагогов
1. Безбородова Т. В. Первые шаги в геометрии. - М.: Просвещение, 2009.
2. Венгер, Л.А. Воспитание и обучение (дошкольный возраст): учеб.
пособие / П. А. Венгер. - М.: Академия, 2009. -230 с.
3. Комарова Л. Г. Строим из LEGO (моделирование логических
отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO).
— М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.
4.
Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. - М.:
Эксмо, 2010. – 114 с.
5. Парамонова Л. А. Конструирование как средство развития творческих
способностей
детей
старшего
дошкольного
возраста:
учебно-
методическое пособие. - М.: Академия, 2008. - 80 с.
6.
Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в
детском саду. – М.: Академия, 2009. – 97 с.
7. Селезнёва Г.А. Сборник материалов «Игры» для руководителей
Центров развивающих игр (Леготека) – М., 2007.- 44с.
8. Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для
педагогов. - М.: Сфера, 2011. – 243 с.
9. УМК Роботрек малыш 1
Для родителей
Приложение
28