"Макетирование как технология развития игровой и творческой деятельности"
31.10.2018
Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию. Процесс макетирования позволяет экспериментировать с материалом, моделировать. В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссера, декоратора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников.
C помощью макета можно знакомить детей с окружающими явлениями природы, социальными явлениями, природными поясами земли.
Макет – это фиксированная конструкция. Макеты могут быть напольными, настольными, подиумными, настенными.
При изготовлении макета необходимо использовать игровые приемы и ситуации. Процесс макетирования, построенный на игровых методах и приемах, перерастает в увлекательную игру.
Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка, это настоящий кладезь для развития коммуникативных навыков, диалогической и монологической речи. Тесна связь макетирования и математики. В процессе работы дети закрепляют такие математические понятия, как пространство, количество, размер и др. Макетирование создает благоприятные условия для сенсорного развития детей: работа с разным по фактуре, по качеству, по форме, материалом способствует развитию внешних чувств. Активизирует мелкую моторику рук. Происходит развитие у дошкольников познавательного интереса, любознательности и наблюдательности.
Макетирование является стимуляцией увлеченности взрослых и детей процессом игрового и трудового взаимодействия в рамках создания проекта.
Требования к макету:
Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко. Перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно), служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.
Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления.
Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках), настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах.
Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Этапы работы по созданию макета
1 этап – предварительная работа – включает в себя:
- Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, и иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т.д.);
- Подготовка и сбор материала для создания макета.
2 этап – изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.
Включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. Персонажи, дополнительные элементы, антураж, которые являются неотъемлемой частью макета и позволяют превратить его в игровое пространство, изготовляются в процессе совместной продуктивной деятельности детей и воспитателей из бумаги, картона, проволоки, пластилина, соленого теста, природного и бросового материалов. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, моделирование, лепку, аппликацию и т.д.).
Занятия по конструированию и изобразительной деятельности целесообразно сопровождать художественным словом, народной музыкой, песнями.
Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Музыкальное сопровождение направляет и конкретизирует создаваемые образы, помогает ребенку осознать себя неотъемлемой частью культуры. Планируя занятия по тестопластике, необходимо учитывать, насколько хорошо дети владеют навыками лепки из соленого теста, способами и приемами декорирования изображений. Важно отметить, что на этом этапе уже начинается процесс игры с макетом.
Работа по созданию макетов также предполагает взаимодействие с родителями воспитанников, эффективность образовательного процесса зависит от их непосредственного участия. Педагогам следует активно подключать родителей к подбору материалов и изготовлению макетов в домашних условиях, участию в конкурсах на лучший семейный макет.
Важно, чтобы результаты совместного творчества не пылились на полках. А использовались как самостоятельной детской игре, так и в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Поэтому на 3 этапе – в процессе развития и активизации игры с макетом – созданное игровое пространство дополняется новым предметным материалом, используются предметы-заместители, педагоги совместно с детьми придумывают рассказы или сказки, которые в дальнейшем служат игровыми сюжетами.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 06.06.2019
Дата обновления: 07.11.2019
Дата публикации: 31.10.2018