Логоритмика и как ее можно использовать в практической деятельности с детьми.
24.03.2022
Добрый день, уважаемые родители!
На этой встрече я хочу рассказать, что такое
логоритмика и как ее можно использовать в практической деятельности с детьми.
Как всегда, жду от вас обратной связи. Буду очень признательна, если вы примите участие в
нашем диалоге и выскажите свое мнение (через электронную почту детского сада).
Буду рада оказать консультационную помощь.
И так, что такое
логоритмика
Логоритмика
— это игровой метод работы с детьми, в котором сочетаются музыка, движения и
слова стихотворений или песенок.
Логоритмические занятия включают в себя:
-
ходьбу или марширование под музыку;
-
игры для развития дыхания;
-
упражнения для артикуляции;
-ритмические
задания;
-
речевые упражнения;
-
пальчиковые игры.
Цели и задачи логоритмики
Главная цель логоритмики — развитие речи ребенка
и устранение речевых нарушений. Для этого логоритмические упражнения включают в
себя такие задачи: развить чувство ритма и такта; научить правильному речевому
дыханию; улучшить общую и мелкую моторики; развить внимание, память и слуховое
восприятие; включить в речь ребенка мимику и жесты; научить плавности
произнесения слов и фраз. Связь моторного и речевого ритмов .
Логопеды считают, что движение и речь тесно
связаны между собой.
Точнее — моторный и речевой ритмы. Ритмичные
движения легко запомнить и воспроизвести их “на автомате”. А их моторный ритм
связан с темпом произнесения слов (речевым ритмом). То есть, если научить
ребенка ритмично двигаться и произносить слова в нужном темпе, он сможет так же
размеренно и спокойно говорить в обычной жизни.
Виды упражнений
Логоритмические упражнения довольно
разнообразны. Занятие можно строить так, чтобы чаще использовать те игры,
которые помогут в коррекции речевой проблемы. Например, если ребенок
заикается, следует добавить в занятие побольше упражнений для дыхания, темпа и
ритма. А если малышу не дается произнесение каких-то звуков, стоит сделать упор
на артикуляционные упражнения и упражнения для коррекции звукопроизношения.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции
Эти упражнения развивают силу голоса, улучшают
артикуляцию и учат правильному дыханию для плавной речи.
“Подуем на
плечо”.
Подуем на
плечо (голова прямо — вдох, голова повернута — выдох).
Подуем на
другое (дуют на плечо).
Нам солнце
горячо
Пекло
дневной порою (поднимают голову и руки вверх, дуют через губы). Подуем и на грудь мы (дуют на грудь)
И грудь свою остудим.
Подуем мы на облака (опять поднимают лицо и
дуют)
И
остановимся пока.
Потом повторим все опять —
Раз, два, три, четыре, пять (маршируют на месте)
Для
развития артикуляции подойдет такое упражнение: “Рыжик”
Раз-два-три-четыре-пять
Будем с Рыжиком гулять! (маршируют)
Раз-два-три-четыре
Рот откроем мы пошире (широко раскрывают рот)
Пожевали, (жевательные движения)
Постучали (стучат зубами)
И с котенком побежали (двигают языком
вперед-назад).
Кот снежинки ртом ловил, (ловят ртом
воображаемые снежинки)
Влево, вправо он ходил. (двигают языком
вправо-влево)
Скучно Рыжику, ребятки,
Поиграем с ним мы в прятки (закрывают ладошками
глаза, прячутся).
Для развития силы голоса можно использовать
такой прием: петь тихо, как мышки, или говорить громко, как слоники.
Упражнения на активизацию внимания и памяти Такие упражнения учат
переключать внимание. Также они развивают зрительную, двигательную и слуховую
памяти.
“Самый
внимательный” Для игры потребуется бубен. Ребенку нужно топнуть ногой, если
бубен звучит громко. Если же он звенит тихо — надо просто стоять на месте.
“Печатная
машинка”. Здесь требуется одновременно выполнять движения руками и
ногами. Исходная позиция — ноги вместе, руки на поясе. На счет раз нужно
прыгнуть и развести ноги в стороны. Счет два — ударяют руками по коленям. Счет
три — щелкают руками в стороны. Счет четыре — хлопают ладонями перед грудью.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения
В таких упражнениях дети ритмично проговаривают текст, сопровождая его
действиями. Это позволяет научиться координировать речь с движениями или
жестами.
“Как на горке”
Как на
горке снег, снег, (показывать руками «горку»)
Снег,
снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
И под горкой снег, снег, (показывать руками «под
горкой»)
Снег,
снег, снег, снег. (двигать руками, перебирая пальцами)
А под
снегом спит медведь. (сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки
медведя)
Тише, тише, не шуметь (пальчик ко рту, грозить
пальчиком).
“Мы
капусту режем”
Мы капусту режем, режем (движения прямыми
ладошками вверх-вниз).
Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о
кулачок).
Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание
подушечек пальцев большим пальцем).
Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать
кулачки).
Ритмические упражнения В этих упражнениях дети
ударяют ладонями по коленкам или по бубну в определенном ритме
(например,четвертными — медленно, или восьмыми — более быстро и т.д.). Такие
игры учат чувствовать ритм в музыке, движениях и словах.
“Бум”
С
барабаном ходит Ежик.
Бум-бум-бум! (на слова “Бум-бум-бум”
равномерно ударяют ладонями по коленям).
Целый день играет ежик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами..
Бум-бум-бум!
Ежик в сад забрел случайно.
Бум-бум-бум!
Очень
яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью
яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ой, как зайчики струхнули!
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули!
Бум-бум-бум!
“Туки-ток”
Туки-ток, туки-ток! (ударять кулаком о кулак
четвертями)
Так стучит молоток.
Туки-туки-туки-точки! (восьмыми стучать кулачками
по бедрам)
Застучали молоточки.
Развитие чувства темпа Такие упражнения учат
чувствовать темп в музыке. Это поможет ребенку контролировать темп своей речи.
“Поезд” Нужно топающим шагом двигаться по
комнате, ускоряя и замедляя движение в соответствии с темпом музыки. При этом
руки, согнутые в локтях (пальцы сжаты в кулачки), делают одновременные круговые
движения. Возвращается наш поезд.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 03.04.2022
Дата обновления: 03.04.2022
Дата публикации: 24.03.2022