"Играем пальчиками - развиваем речь"

26.09.2021

Учеными-физиологами доказано, что тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга положительно влияет на подвижность органов артикуляции, от чего произношение ребенка становится более четким и правильным. Гимнастика для пальчиков помогает ребенку при рисовании, письме, лепке, любой игровой и бытовой деятельности. Следовательно, работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи. Чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование детской речи, профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз" и т.д.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трёх до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребёнка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, чёткими. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук).

Предлагаем Вашему вниманию небольшую картотеку пальчиковых игр.

1."Замок"

На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли.
(расцепить пальцы)

2.«Снежок»

Раз, два, три, четыре

(загибаем пальчики)

Мы с тобой снежок слепили

(лепим воображаемый снежок, меняя положение ладошек)

Круглый, крепкий, очень гладкий

(показываем круг, сжимаем ладошки, гладим)

И совсем-совсем не сладкий

(грозим пальчиком)

Раз - подбросим, два – поймаем

(подбрасываем и ловим воображаемый снежок)

Три - уроним и сломаем.

(топаем ногами)

3.«Репка»

Репку мы сажали,

(щепоткой правой руки сажаем «зёрнышко» на ладонь левой)

Репку поливали.

(трясём кистью правой руки над ладонью левой)

Вырастала репка

Хороша да крепка!

(поднимаем руки вверх, вытянув пальцы)

Тянем - потянем,

Вытянуть не можем!

(руки перед собой, сжаты в замок, выполняем тянущие движения)

4.«Платочки»

Мама и дочка стирали платочки,

(делаем руками движения «стирки»)

Мама и дочь полоскали платочки,

(машем кистями рук перед собой)

Мама и дочь выжимали платочки

(«выжимаем» платок)

Мама и дочка сушили платочки.

(«берём» платочки за края и «развешиваем»)

5.«Птицы»

Сколько птиц к кормушке нашей

(сжимаем и разжимаем кулачки)Хочу такой сайт

Прилетело? Мы расскажем:

Две синицы, воробей,

(на каждое название загибаем пальчик)

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек!

(«клюём» пальчиком по ладони)

6.«Котята»

(ладошки складываем вместе, пальцы прижимаем друг к другу, локти опираются о стол)
У кошечки нашей есть десять котят,
(покачиваем руками, не разъединяя их)
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
(постукиваем соответствующими пальцами друг о друга от большого к мизинцу)

7.«Кулачок»

Этот пальчик — маленький,

(загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький,

(загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький,

(загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький,

(загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок,

(загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!

8.«Апельсин»

Мы делили апельсин!

(руки сцеплены в замок)
Много нас,

(пальцы растопыриваем)
А он один.

(показываем только один палец)
Эта долька для ежа,

(пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа,

(отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят,

(отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят,

(отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра,

(отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура!

(ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда!

(погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда!

(сымитировать бег пальцами по столу)

9.«Мальчики»

Этот мальчик хочет спать.

(малыш разворачивает одну ручку ладошкой к себе, другой ручкой загибает мизинчик на этой руке)

Этот мальчик лег в кровать.

(загибаем безымянный палец)

Этот пальчик чуть вздремнул.

(загибаем средний палец)

Этот сразу же уснул.

(загибаем указательный палец)

Этот очень крепко спит и тихонечко сопит.

(загибаем большой палец)

Будут птички щебетать,

(пальцы одной руки слаживаем как раскрытый клюв, открывая и закрывая его)

Будут мальчики вставать!

(пальцы второй руки распрямляем)

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 06.06.2019

Дата обновления: 05.11.2021

Дата публикации: 26.09.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».